Термин «семейная икона» имеет довольно широкое значение. Чаще всего он понимается как образ тезоименитых святых – покровителей членов семьи, не исключая покровителей тех родственников, которые окончили свой земной путь.
В иконописной практике бытуют некоторые вариации семейной иконы, как иконографические, так и функциональные. Остановимся на самых распространенных.
- В среднике расположены несколько небесных покровителей; это наиболее древний иконографический тип, встречающийся на Синае уже с VI века. С конца XIV века на Руси появляются складни с избранными святыми и четырехчастные иконы с поясными изображениями святых
- Наряду с несколькими святыми вверху по центру иконы изображен или благословляющий образ Спасителя, или Его Нерукотворный образ, или Святая Троица, или же Богородица (как правило, наиболее популярной является иконография «Знамения» и «Покрова» поясного извода). Этот тип икон по сравнению с первым более поздний, встречается со II тысячелетия по Р.Х., а с «Покровом» – только на Руси и не раньше, чем с XVI века. Данный иконографический извод (со «Знамением») был особенно популярен в русских складнях XV столетия.
- В случае множества небесных покровителей фигуры некоторых святых помещались на полях иконы, и их называли «полеосными». Кто из святых изображался, зависело от того, в какой местности находилось поселение (на русском Севере, Северо-Западе, в Сибири, в южных или центральных областях России), от близости святых мест, монастырей и храмов. Поясные изображения угодников Божиих можно видеть также в верхней части средника, причем как с благословляющим образом Христа или Богородицы, так и без них. Византийцы зачастую предпочитали заменять поясное изображение Христа в мандорле изображением Его Десницы, избегая соединять в среднике поясные изображения святых вместе с ростовыми тогда, когда не было клейм. А поскольку поля у древних византийских и русских домонгольских икон оставались узкими, то там не было вообще никаких изображений. У древнерусских иконописцев, особенно в XIV–XV веках, поясной извод Спасителя или Богородицы в мандорле – широко применяемый композиционный прием. Но при случае русские изографы не отказывались писать и Десницу.
- Семейная икона не обязательно должна была находиться в красном углу. Весьма популярный в народе образ святителя Николая Чудотворца с избранными небесными покровителями на полях (реже – в среднике) заказывался одной или несколькими семьями для местной церкви или часовни. В других случаях образ помещали над крыльцом собственного дома и воротами. Интересно, что иконография семейной иконы подчас включала в себя Деисис и даже изображение непосредственно самой семьи; причем не менее показательно также то, что такой образ писался для храма: речь идет, прежде всего, о памятнике второй половины XV века, который получил название «Молящиеся новгородцы».
- Существовал свод нескольких икон (частей), получивший наименование «частник». Иконы составляли некий полиптих, частью которого было изображение небесных покровителей: например, Гурия, Самона и Авива, почитавшихся заступниками женщин в браке, врачевателями семейных неурядиц, или Кирика и Иулитты, которым молились о добрых отношениях между родителями и детьми. Именно по этой причине изображения таких святых и соседствуют с фамильной святыней. В «частник» могли входить иконы Божией Матери, некоторые из них становились общерусскими святынями.
- В новейшее время, но особенно сейчас, широко распространены семейные иконы, включающие образ ангела хранителя как один из центральных и главных. Однако молитва ангелу хранителю, входящая в утреннее правило, была написана в IV веке преподобным Макарием Великим, а канон – в XI столетии митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом; икон ангела хранителя до XVI века в православном мире не существовало нигде, ибо изображение этого ангела свелось, по сути, к сочинению чистой аллегории, молятся же все-таки не аллегории, а конкретной личности, чем и объяснимо отсутствие подобного образа в православном мире, кроме России, по сей день.
Как видим, понятие «семейная икона» многосложно, разнообразно и потому не сводимо к жанру или к виду иконописи.