Вообще икона имеет право называться священным изображением только тогда, когда на иконной доске написано наименование изображенного. В древности, когда еще не сложился чин освящения икон, священное изображение считалось пригодным для богослужения после того, как было начертано имя. В онтологическом, надмирном смысле это означает соединение слова и образа – словесного и зрительного откровения Божия. Поэтому во всех православных иконах обязательно присутствует наименование.
Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, люди, очищенные от греха, преображенные. Основа святости – не только осознание своей глубокой поврежденности и желание спасения, не только жизнь по заповедям Божиим и стяжание Духа Святого, но и вера.
Когда приходит канонизация, то есть прославление святого всей Церковью, то обязательно пишется его образ. На иконах изображают всех святых, которые канонизированы Церковью: праотцев, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.
Праотцы – первые праведники в человеческой истории. Это ветхозаветные патриархи, а также праведные Иоаким и Анна- родители Божией Матери и Обручник Богородицы — праведный Иосиф. Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном – яркий пример соединения праведноти жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах праотцев изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания.
К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и, в особенности, появление обетованного Мессии. В иконографии пророков присутствуют следующие элементы иконографии: нимбы, свитки, характерные одежды. Пророки могут быть изображены с непокрытой головой, так и в особых пророческих шапочках. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон и гематий, на плечах некоторых милоть – накидка из овчины. Последним из пророков стал Иоанн Предтеча, которого изображают в одежде из верблюжьего волоса или хитоне и гематии.
Апостолы – провозвестники слова Божьего. Традиционно их изображают со свитками или книгой в форме кодекса, одежда апостолов – хитон и гематий. Равноапостольные – святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и живущие в последующие за первыми апостолами времена. Их изображения имеют, в основном, ту же иконографическую символику, отличия могут быть в изображении одежды, которые характерны для времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста – символа крещения и спасения от вечной смерти.
Мученики – святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Существуют две стороны мученичества: во-первых, мученики свидетельствуют о явлении Бога Слова во плоти и о победе над вечной смертью, во-вторых, мученики, следуя за Христом, как бы повторяют Его искупительную жертву. Мученики – продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руке святого и является символом апостольского благовествования и жертвенности. В иконографии мучеников активно используют красный цвет как образное выражение страдания за веру.
Святители – священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют Промысл Божий о Церкви как о Теле Христовом. К святителям могут быть причислены только епископы. На иконах они часто изображаются в богослужебном епископском облачении: на голове митра, на теле саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя, на плечах омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами. Святители изображаются с Евангелием в левой руке, правая рука – в благословляющем жесте или обращена к книге. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.
Преподобные – святые из монашествующих. Изображаются в полный рост или по пояс, в монашеском облачении, правая рука- в благословляющем жесте, в левой – может быть развернутый или скрученный свиток, на некоторых иконах изображены четки.
Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами. Внешнее безумие соединенное с даром провидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее, не взирая на лица, обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства.
Праведные – святые миряне, живущие в миру люди. Будучи семейными или одинокими, они удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. На иконах их изображают в одеждах той эпохи, в которую они жили. Основными элементами их иконографии служат: нимб, свиток, вид местности, где жил святой.
Благоверными называют мирян, которые имели княжеский титул или были правителями. Их изображают в царских ризах или воинских доспехах. У благоверных, прославившихся возведением храмов и обителей, можно увидеть в руках уменьшенное подобие церкви.
Бессеребренники – целители, которые лечили людей во славу Божию, безвозмездно. Характерной чертой иконографии является изображение ящичка с лекарственными снадобьями.
На иконе святых принято изображать в новой, преображенной плоти, которая, подобно храму или сосуду, несет драгоценное содержание. Тела святых невесомы, они едва касаются земли, они хрупки и нематериальны. Церковь, прославляя святых, видит в них людей, сподобившихся пребывать «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Изображение страданий, болезней может встречаться лишь на клеймах, рассказывающих о житии того или иного святого, да и то в очень условном виде, без какого бы то ни было натурализма.
Икона являет не лицо земного человека, а лик небожителя. Иконография не игнорирует индивидуальные особенности и внешние отличительные признаки святого (пол, возраст, прическа, форма бороды, головной убор и тд.). Но святой предстает преображенным, отрешенным от земных страстей, он уже принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Но к «лйчному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и тд. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Известное выражение «глаза — зеркало души» как нельзя лучше подходит к иконе. А в Св. Писании сказано так «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» (Лк. 11,34). Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Цвет также имеет богатую символику в иконе. Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый — это свет преображения и цвет белых одежд праведников. Черный — цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак — божественный Свет ярчайший, ослепляющий. Золотой — это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло» (Ин. 21, 18—21). Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы — это отблеск красоты Царства Небесного.
Ангелы (греч. вестники) существа, одаренные бессмертием, свободной волей, высокими способностями и могуществом. Ангелы – бесплотные духи и поэтому для людей они невидимы. Тем не менее, имеется развитая иконография ангельских чинов.
В таком случае, как изобразить то, что недоступно нашему физическому зрению? Возможно ли это сделать живописными средствами?
Ответ однозначен: да. Изображения Ангелов на иконах – набор символов, которые передают не внешний вид, а идею Ангелов как посланцев Божиих. К примеру, крылья – символ быстроты и всепроникновенности, посох – символ посланничества, облик прекрасного юноши- символ совершенства.
Иконографический канон предусматривает изображения только тех Ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении святого Иоанна Богослова. То есть иконография Ангелов основана на тех моментах Священной истории, когда по воле Божией бесплотные силы обретали некий видимый образ. Исходя из этих текстов и сложилась иконография ангельских чинов. Это серафимы, херувимы, престолы, архангелы, ангел-хранитель.