Начало христианских праздников восходит к праздникам ветхозаветным, в основе которых лежат определенные исторические события. Например, праздник ветхозаветной Пасхи является напоминанием об избавлении от египетского рабства.
Каждый праздник имеет свою икону, рожденную Церковью, без которой самое празднование события не могло бы быть полным. На иконах этих собрано все самое важное, самое ценное и неповторимое, что относится к смыслу праздника. Церковный обычай, вернее, святое предание Церкви, хранит эти изображения, неся их через века и тысячелетия, при всех бесчисленных изменениях, сохраняя неповрежденными их существо.
Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой. И этим можно объяснить то бесконечное разнообразие, присущее иконам, не разрывающее их родового единства и позволяющее, не лишая иконопись подвижности и гибкости, видоизменять изображения, сохраняя внутреннее единство и цельность иконы, не давая ей распасться на множество не связанных друг с другом и совершенно чуждых друг другу изображений. Завершением этого порядка является участие икон двунадесятых праздников в иконостасе.
Рожденные православной кафолической Церковью и составляющие неизменную часть вероучительного, богословского содержания, двунадесятые праздники в строе иконостаса втянуты в свой отдельный праздничный ряд, как ряд светильников, светящихся непреходящим светом, как ряд драгоценных камней, в котором каждый камень имеет свой неповторимый цвет и форму и ему одному присущее сияние. И каждому из этих праздников, подобно драгоценным камням, Церковь придает свое гранение, выражающее самую его природу, неповторимое для каждого и, в то же время, сопрягающее их в одно целое.
Праздничные иконы составляют как отдельный ряд иконостаса, так могут быть использованы в качестве «аналойных» икон, предназначенных для праздничного богослужения и полагаемых на аналой в центре храма.
В мастерской есть немаленьких опыт владения необходимыми знаниями и навыками, для написания сложных композиций с большим количеством деталей, какими являются праздничные иконы.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» имеет важное значение. Изображение Введения — это описание начала важнейшего этапа в жизни Пресвятой Девы, начало подготовки ее к величайшему событию – рождению Спасителя.
На иконе Введение отображается событие, произошедшее, когда Богоматери исполнилось 3 года. В центре композиции изображена сама юная Мария. Одета она, не смотря на свой возраст, в нарядный мафорий, традиционно являющийся одеждой замужних женщин. Лик Марии всегда изображается не по-детски серьезным, даже трагическим. Позади Богородицы изображены ее родители, праведные Иоаким и Анна, которые привели ее в храм согласно данному обету. Далее может изображаться процессия юных дев, которые сопровождали Деву Марию в пути из Назарета в Иерусалим. В руках каждая из дев держит зажженную свечу. А встречает Богородицу первосвященник Захария. За священником изображается церковный престол. В композиции присутствуют детали христианского храмового убранства, которых не могло быть интерьере ветхозаветного храма. В данном случае это не ошибка иконописцев, а намеренный анахронизм, подчеркивающий, что момент Введения Пресвятой Богородицы во храм — это начало Новозаветного времени.
Иконография великого праздника Введения оставалась практически неизменной в веках. Основой для создания иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» послужили описания события, зафиксированные в раннехристианских источниках: «Протоевангелие Иакова», датированного второй половиной II века, «Евангелие псевдо-Матвея», написанное в IX веке, и некоторых других старинных библейских книгах.
Сегодня икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» есть практически во всех православных церквях, соборах и храмах. Многие монастыри и храмы на Руси были освящены в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Одним из самых известных Введенских монастырей считается Оптина Пустынь. Старинные иконы с изображением этого двунадесятого праздника хранятся в разных известных музеях нашей страны.
Икона «Сретенье Господне» (или «Встреча Во Храме») имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников.
На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение — это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.
Во время рождения Иисуса действовал закон Моисея, по которому родители обязаны были приносить сыновей-первенцев на сороковой от рождения день для посвящения Богу в храм. Именно исполняя данный закон, Иосиф и Мария принесли младенца Христа в храм Иерусалима. В храме Богомладенца принял трехсотлетний старец Симеон, названный позднее за это Богоприимцем.
На иконе «Сретения» изображены 5 фигур. В центре — дева Мария, передающая Иисуса, облаченного в коротенькую рубашку, не прикрывающую ножки, Симеону. Ее образ полон смирения, она покорно внимает словам предсказания старца, предрекающие ей страсти по сыну. Праведный старец принимает божественного младенца, благоговейно склонившись над ним. Младенец Иисус благословляет Симеона, отпуская его после долгих лет ожидания исполнения пророчества.
Позади Пресвятой Девы изображаются пророчица Анна и Иосиф. Благочестивая вдовица Анна узнала в младенце Спасителя и славила Бога. Иосиф же предстает на иконе держащим в руках голубиц, поскольку в те времена для очищения нужно было приносить в храм жертву. И, хотя Мария, являясь Приснодевой, не нуждается в очищении, святое семейство в точности исполняет Моисеев закон.
Икона «Сретенье Господне» обязательно присутствует в высоком иконостасе, увидеть ее можно практически в любом храме и церкви. Располагается она в третьем ряду среди прочих икон праздничного ряда.
На иконе «Преображения» изображается чудесное событие явления истинного лика Христа трем его ближайшим ученикам. Описание этого чуда можно встретить в синоптических Евангелиях от Марка, Луки и Матвея. Праздник Преображения входит в число важнейших для всего христианского мира двунадесятых праздников. Икона «Преображения» передает глубину и величие дня Преображения Господнего, наполняя душу умиротворением и любовью.
Спаситель на иконе «Преображения» изображен облаченным, согласно Евангелию, в белые одежды. Располагается он в центральной части иконы, стоящим на вершине горы. Вокруг Христа — круглой формы ореол света. По обе стороны от Иисуса находятся пророки: Моисей и Илия. В руках Моисей держит скрижали Завета. А у подножия горы изображены апостолы, павшие ниц. От фигуры Христа исходят во все стороны потоки света, лучи которого просветляют ризы апостолов.
Спаситель, в конце Своей земной жизни, начал рассказывать ученикам о том, что скоро Ему придется пострадать от рук первосвященников и старейшин, и будет Он убит, но на третий день воскреснет. Чтобы смерть Его не привела к отчаянию учеников и для укрепления их веры, Спаситель позвал помолиться на гору Фавор трех ближайших апостолов (Петра, Иоанна и Иакова). Во время молитвы Иисус преобразился: Он просиял, Его одежды побелели, и полились от Него потоки ослепительного света, пронизывающие все вокруг — весь мир Божий. А по обе стороны от Спасителя возникли пророки: Моисей (ходатай от мертвых) и Илия (ходатай от живых), и вели они беседу с Иисусом. Их появление не случайно, оно символизирует власть Христа над жизнью и смертью.
Наверное, нет ни одной христианской церкви, храма и собора, где не присутствовала бы икона «Преображение Господне». Увидеть ее можно не только в иконописном варианте, также изображения Преображения встречается на фресках, миниатюрах и мозаиках.
Икона «Воздвижения Креста Господня» посвящается одному из двунадесятых великих праздников — Воздвижения Креста Господня или же Крестовоздвижения. Значение этого праздника очень велико. Икона «Воздвижения Креста Господня» известна также как икона «Крестовоздвижение» или икона «Утверждение Креста».
На иконе «Воздвижения Креста» изображается Патриарх с Крестом, поднятым над головою. Патриарх находится в центре иконы, по обе стороны под руки поддерживают его диаконы. На переднем плане изображаются певцы и святители, пришедшие поклониться важнейшей христианской святыне. Справа на иконе расположены фигуры императора Константина и Святой Елены, его матери.
В мире распространено несколько различающихся по сюжету икон «Воздвижения». Но значение и смысл иконы при этом остаются неизменными. Крест в иконописи рассматривается не как орудие страдания, а как символ искупления, а сама икона посвящена радостному событию обретения Креста, именуемому также Животворящим Древом.
Причиной установления празднования Воздвижение послужило чудесное обретение Креста. Найти Крест удалось только в 326 году, когда прошло уже около трехсот лет с момента смерти Христа на Кресте и Его Воскресения. Царь Константин, правивший в то время, пожелал найти Крест. Исполнение этой миссии на себя взяла его мать, святая царица Елена. Отыскать Крест было непросто, поскольку враги Его намеренно спрятали Крест от христиан. Елена отправилась в Иерусалим, где один престарелый еврей смог указать ей местонахождение Животворящего Креста. Оказалось, что Крест закопали и построили над ним языческий храм. По приказу царицы храм снесли и начали раскопки. Когда же Крест откопали, рядом находились еще 2 креста, и нужно было понять, на каком же из этих трех крестов был распят Спаситель. Тогда позвали тяжелобольную женщину и умершего человека. Приложение Креста Господня к женщине мгновенно сделало ее здоровой, а умерший человек ожил. Таким образом Сам Господь, явив чудо, указал на Свой Крест.
Воздвижение Креста является важным для христиан праздником. Празднование Воздвижения Креста Господня совершается 27-го сентября. В этот день Церковь приглашает всех верующих воздать поклонение Животворящему Кресту. Во время праздничного богослужения Крест выносится и возлагается на аналое, чтобы каждый желающий мог к нему прикоснуться.
Вход Господень в Иерусалим — отмечается за неделю перед Пасхой в воскресенье. В этот день Иисус Христос верхом на осле въезжал в Иерусалим. Простой народ горячо приветствовал Его, зная о чуде воскрешения Лазаря. Дорогу Иисусу местные жители устилают собственной одеждой и пальмовыми ветвями, восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израильский!» В Иерусалимском храме Иисус Христос изгоняет торговцев из храма, воскликнув им: «Храм Мой есть дом молитвы, а не вертеп разбойников!» и совершает многочисленные чудеса исцеления больных. В России этот праздник имеет второе название — Вербное воскресенье. Праздник Входа Господня в Иерусалим — это праздник признания миссии Иисуса Христа.
Рождество Христово — великий, светлый и чудесный праздник для верующих людей всего мира. Икона Рождество Христово рассказывает об одном из самых важных событий в жизни человечества — о рождении Иисуса Христа от Девы Марии. Сюжет иконы Рождество Христово прост и торжественен — волхвы в воплощении трёх царей Бальтазара, Мельхиора и Каспара приносят с собой дары родившемуся Сыну Божьему. Ангел Господень удерживает в своих руках чудесную путеводную Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам местонахождение младенца Иисуса. Икона Рождество Христово обязательно показывает и Святого Иосифа Обручника — мужа Богородицы, сопровождавшего деву Марию в её поездке в Вифлеем. Красива, спокойна и умиротворяюща икона Рождество Христово.
В те годы Римской империей правил император Гай Юлий Цезарь Август, пожелавший за время своего правления устроить перепись всего подвластного ему населения. По бытовавшим тогда обычаям каждый подданный императора должен был встать на учёт по месту происхождения своего предка, давшего начало роду. Предком Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Обручника был царь Давид, родившийся в Вифлееме. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и Иосиф не смогли найти себе ночлега — все городские гостиницы уже были заняты и свободных мест не было. Тогда, в холодную дождливую зимнюю ночь, Богородица и муж её Иосиф нашли себе пристанище в пещере, которую местные пастухи использовали в качестве хлева для животных. В ту ночь и родился у Девы Марии Сын Божий, и колыбелью Ему были ясли — кормушка для животных. Иногда на иконе Рождество Христово изображается и повивальная бабка Саломея, за которой побежал Иосиф в тот момент, когда у Богородицы начались схватки. Саломея-повитуха известна тем, что она засвидетельствовала чудесное сохранение девственности Девы Марии после рождения Иисуса Христа.
Сразу после рождения Сына Божьего, ангел Господень явился к пастухам, что недалеко от Вифлеема стерегли своё стадо и возвестил им о том, что родился «Спаситель, который есть Христос Господь» и указал на Его местопребывание: «Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Удивлённые и испуганные пастухи отправились на поиски Младенца. Поклонившись младенцу Иисусу, лежащему в яслях (кормушке для животных), пастухи отправились рассказывать всем о чудесном рождении Спасителя, проповедуя и восхваляя веру христианскую. Икона Рождество Христово не всегда включает в себя сцену поклонения пастухов, но сам эпизод является распространённым в иконографии и живописи.
Не только простой люд — пастухи пришли поклониться младенцу Иисусу. С востока, ведомые чудесной Вифлеемской звездой, возвещавшей о рождении Царя Иудейского, дары новорожденному Спасителю принесли волхвы. Волхвов было трое, они прибыли как цари восточных государств. Самого младшего из них, юношу звали Бальтазар, зрелого мужа — Мельхиор, а почтенного старца — Каспар. Волхвы — обязательные участники иконы Рождество Христово, наряду с Девой Марией, Младенцем Иисусом и Святым Иосифом Обручником. В дар Младенцу волхвы принесли:
- золото, как символ дара Царю;
- благовоние ладан, как символ дара священнослужителю;
- смолу для бальзамирования мирро, как символ будущего омывания тела Христа перед его погребением.
Царь Ирод, повелевший волхвам после поклонения Младенцу вернуться к нему и рассказать, где родился новый Царь Иудейский, так и не дождался трёх царей. Бальтазар, Мельхиор и Каспар покинули Иудею другим путём, увидев во сне откровение об истинном желании Ирода убить истинного Царя Иудейского. Раздосадованный царь Ирод повелел своим солдатам устроить избиение младенцев. Спасая Богомладенца Богородица, сопровождаемая Иосифом Обручником, бежали в Египет; родственница Марии праведная Елисавета и сын её Иоанн Креститель спрятались в пустыне.
Икона Успение Богородицы
Дева Мария прожила долгую жизнь: по свидетельству очевидцев и данным историков, Богородица скончалась, когда ей было немногим больше семидесяти. После Распятия Христова за Пречистой до самого конца присматривал самый юный из апостолов, евангелист Иоанн Богослов. После событий Пятидесятницы, где на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух, оставивший им свои Дары, Иоанн и Богородица покинули Иерусалим, опасаясь преследования христиан, усилилившегося после казни Иисуса. Новым домом для них стал малоазиатский Эфес. В этом городе Богородица прожила больше двадцати лет; здесь её прижизненную икону написал евангелист — иконописец Лука.
За несколько лет перед окончанием земного пути Пречистая вернулась домой, в Иерусалим. Здесь она каждый день ходила молиться к Голгофе, Гробу Господню и Елеонской горе, что близ Гефсиманского сада, месту, откуда вознёсся Спаситель. В один из дней во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший о том, что Богородице через три дня предстоит отправиться в мир иной. Утешая Деву Марию, Гавриил сказал ей: «Сын Твой и Бог Наш со всеми Небесными Силами примет Тебя, Матерь Свою, в царство небесное, чтобы ты жила и правила с Ним бесконечное время!» С этими словами небесный посланник передал Богоматери райскую ветвь, ту самую, с которой он когда-то явился к ней с благой вестью о скором рождении Христа. Через несколько дней эту ветвь во время траурной церемонии апостолы несли перед телом почившей Богородицы.
О своём скором успении Богородица сообщила Иосифу Аримафейскому, богатому и влиятельному члену Синедриона, который втайне веровал в Христа, и в чьей усыпальнице был похоронен Спаситель, снятый с креста. Иосиф начал приготовления к погребению Богоматери, а Дева Мария, желая перед кончиной увидеть всех близких учеников Христа, обратилась с молитвою к Богу. Случилось чудо: Святой Дух вознёс на облака всех апостолов, проповедовавших Евангелие на разных уголках Земли, и перенёс их к священной горе Сион, рядом с которой был дом Богородицы. Дева Мария уже успела попрощаться со всеми своими родственниками и близкими людьми, когда её горница озарилась нестерпимо ярким светом. То сын её, Христос, окружённый сонмом всех Небесных Сил и благочестивыми пророками и праведниками, населявшими небеса, спустился почтить память земной жизни Пресвятой Богородицы. Попрощавшись с сыном, Богоматерь отошла в мир иной. Этот момент и является основой изображения для иконы Успения Богородицы.
Пречистую похоронили в одной усыпальнице с её родителями Святым Иоакимом и праведной Анной. Когда похоронная процессия шла через весь Иерусалим, слуги первосвященииков пытались помешать ей, но у них ничего не вышло — облако в виде шара окружило несущих гроб Богородицы, и ничто не смогло причинить им вред. Один из первосвященников по имени Афоний сам решил вмешаться и опрокинуть гроб, в котором была усопшая Дева Мария, но Ангел Господень, находящийся среди тех, кто участвовал в похоронной процессии, отсёк ему мечом обе руки. Раскаявшийся Афоний обратился за помощью к Святым апостолам, и те, взмолившись к Богу, исцелили первосвященника. Афоний, на себе испытавший чудесную силу веры Христовой, в этот же день обратился в христианство.
Апостолы погребли Богоматерь и запечатали вход в пещеру тяжёлым камнем. Через три дня в Иерусалим пришёл и апостол Фома, не сумевший прийти вовремя и попрощаться с Девой Марией. Настолько велико было его расстройство, что ученики Христа решили ещё раз сходить к гробнице усопшей Богородицы. Отодвинув дверь — камень, апостолы обомлели: тело Богоматери исчезло, вознесшись на небеса. Вечером, апостолам, совершавшим трапезу, явилась сама усопшая Дева Мария и произнесла: «Радуйтесь, ибо я с Вами во все дни!»
Поистине, чудесной была вся земная жизнь Пресвятой Богородицы: начиная с рождения от бесплодной праведной Анны, через непорочное зачатие и рождения Христа, и заканчивая таким чистым и нетленным своим успением.
На иконе Успение Богородицы Иисус Христос держит в руках запелёнутого младенца, символизирующего новую, небесную жизнь Пресвятой Девы Марии. Само Успение завершает годичный цикл двунадесятых праздников, венчая его своим светлым обещанием вечной жизни верующим.
Благовещение — один из главных Богородичных двунадесятых праздников. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы посвящена встрече архангела Гавриила с Пречистой Девой Марией, рассказанную евангелистом Лукой в Новом Завете. Архангел принёс Деве Марии благую, добрую весть (отсюда и название праздника) — весть о скором рождении у неё Сына Всевышнего, которого будут звать Иисус: «Радуйся, Благодатная!…Обрела Ты благодать у Бога…Зачнёшь во чреве и родишь Сына и наречёшь Ему имя Иисус…И даст Ему Бог престол Давида и Царству Его не будет конца». Но Мария дала обет сохранения невинности своей, с самого детства жизнь её была посвящена только Богу, с трёх лет воспитывалась она в Иерусалимском храме в молитвах и благонравии. Удивившись словам архангела, Пречистая спросила его: «Как случится такое, если Я мужа не знаю?». Муж Девы Марии, Иосиф Обручник, был уже в весьма преклонных летах и, обручившись с Пречистой, дал обет оберегать и хранить её невинность. Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой сойдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и посему рождаемое Святое наречено будет Сыном Божьим» Чтобы окончательно развеять сомнения будущей Богоматери, архангел добавил: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, бывшая неплодной, зачла в старости своей, ибо у Бога не остаётся бессильным никакое слово». Архангел Гавриил говорил о родственнице Девы Марии Елисавете, жене первосвященника Иерусалимского храма Захарии, которая была на шестом месяце беременности и носила под сердцем Предтечу Христа — Иоанна Крестителя. Дева Мария смиренно согласилась со словами Гавриила: «Я раба Господня, да будет всё по слову Его». Принято считать, что в момент добровольного согласия Девы Марии и произошло зачатие Богоматери от Духа Святого. Ангел Господень же исчез после этих слов Пречистой.
Чаще всего на иконах Благовещение, описывающих момент встречи Приснодевы Марии с архангелом Гавриилом, будущая Богородица занята прядением. Дева Мария сразу после обручения начала прясть пурпурную пряжу для ткани церковной завесы Иерусалимского храма, которая скрывала бы Кивот(Ковчег) Завета от посторонних глаз. И как пурпурный занавес должен был окутать собою Святая Святых, так и человеческая плоть Богоматери после зачатия Святым Духом окутала нарождающееся Святое. Небесный голубь на иконе Благовещение Пресвятой Богородицы, спускающийся на Марию в луче света — символ Святого Духа, совершившего непорочное зачатие. Левое крыло архангела Гавриила застыло на мгновение в приветственном жесте, а райская ветвь, зажатая в руке посланника Божьего говорит о скором примирении Бога и человечества, разгневавшего Всевышнего первородным грехом прародителей Адама и Евы.
Сошествие Святого Духа на апостолов произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, поэтому довольно часто икону сошествие Святого Духа именуют вторым названием — Пятидесятница. Само событие стало основанием для празднования дня Святой Троицы, который в православной традиции отмечается в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи.
По преданию, изложенному в Новозаветной книге «Деяния Святых апостолов», Богоматерь Дева Мария и ученики Христа собрались в Сионской горнице для празднования израильского праздника Пятидесятницы. Пятидесятница у иудеев была посвящена празднованию получения Моисеева Пятикнижия еврейским народом на горе Синай. Повесившегося предателя Христа Иуду Искариота на этом собрании ближайших учеников Христа заменил апостол Матфий, однако в иконографии сошествия Святого Духа на его месте чаще всего изображают одного из первоверховных апостолов — Павла.
Пресвятая Дева Мария и апостолы пребывали в молитвах в Сионской горнице, когда внезапно в помещении возник шум сильного ветра и через открытые окна в комнату ворвались огненные языки пламени и оказались над каждым из присутствующих. Апостолы и Дева Мария посредством этого Божественного огня преисполнились Святого Духа, и ученики Иисуса получили дар понимать и проповедовать веру Христову на всех языках мира.
Апостолы получили от сошествия Святого Духа и другие дары: веру, мудрость, видение и распознавание духов, способность лечить и исцелять, возможность творить чудеса. Впоследствии эти способности помогли апостолам как можно шире раскинуть сети христианства и обратить в истинную веру тысячи тысяч людей.
На иконе сошествие Святого Духа апостолы обычно сидят подле Богородицы в форме почти замкнутого круга. Почти — потому что между первоверховными апостолами Павлом и Петром незримо присутствует Святой Дух, замыкающий в идеальной бесконечной фигуре — круге ближайших последователей Христа. Как правило, руки апостолов на образе сошествие Святого Духа сложены в благословляющих или молитвенных жестах, иногда ученики Христа держат в своих руках свитки — списки Евангелий, как символ их будущего служения Христу.
День сошествия Святого Духа считается днём основания Церкви Христа. После получения новых способностей — даров Святого Духа, апостолы принялись разговаривать на невиданных языках. Услышавшие их люди стали смеяться над учениками Христа. полагая, что их непонятная речь является следствием выпитого вина. Но Симон Пётр произнёс такую гневную искреннюю проповедь, обличающую грехи человечества. что тысячи людей, слышавших воззвание апостола в этот день, приняли христианство. Так сбылось ещё одно предсказание Иисуса Христа, которое он сказал апостолу Симону Петру: «Ты — камень, Пётр, и на камне этом Я возведу Церковь Свою!» Самой Сионской горнице впоследствии выпала великая честь — помещение, где Иисус омывал ноги своим ученикам, где Он в последний раз трапезничал с ними во время Тайной Вечери, стало самой первой христианской церковью в мире.
Крещение Господне, второе название этого замечательного праздника: Богоявление. Это один из самых древних христианских праздников — его отмечали ещё при жизни апостолов Иисуса Христа. Вначале этот праздник носил название «Эпифания» (Явление), или же, немного позднее «Теофания» (Явление Бога). На Руси этот праздник часто называли «Светы», потому что в этот день при крещении Сына Божьего Иисуса Христа Бог явил миру Свет Неприступный. Крестил Иисуса Иоанн Предтеча, праведный проповедник, которого к миссии крестить людей и готовить их к ожиданию прихода Мессии призвал из пустыни Бог. По факту крещения Христа Иоанном Предтечей, пустынного проповедника именуют также и Крестителем.
Икона «Крещение Господне» практически дословно описывает события, при которых был крещён Спаситель. Все четыре евангелиста, описывая само событие крещения Сына Божьего, практически дословно одинаково рассказывают о произошедшем чуде. Например, апостол Матфей так описывает это событие: «В то время: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. (Мф 3, 13-17)»
На иконе «Крещение Господне» изображена река Иордан близ мелководного брода Вифавары, где, по преданию и крестил Сына Божьего Иоанн Предтеча. Вифавара известна ещё и тем, что неподалёку от неё находится гора, с которой вознёсся на небо на огненной колеснице пророк Илия. Обязательными участниками иконы «Крещение Господне» являются Бог — Отец и Святой Дух. Ведь неслучайно второе название этого великого праздника — Богоявление, т.е. момент, когда Бог одновременно явил человечеству свои три ипостаси: Бога — Отца, Бога — Сына и Святого Духа. Бог — Отец свидетельствовал о себе Гласом с Небес, Бог — Сын — Иисус Христос, принимающий крещение от Иоанна Предтечи, и Святой Дух в традиционном обличии белого голубя.
Само принятие крещения Сыном Божьим глубоко символично — таким способом Он становится одним из нас, принимая на себя грехи человечества и показывая всем людям возможность обретения Царствия Небесного. Недаром Иоанн Предтеча сомневался в том, что именно он должен покрестить Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Однако Иисус ответил ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). Так в смирении всемогущий Господь указывал людям путь к спасению своей души.
В православной традиции, в навечерие Крещения, было принято освящать воду, в том числе и в специально вырубленных крестообразных прорубях, так называемых «иорданях», названных в честь священных вод великой реки.
В иконографии двунадесятых праздников (12 праздников, отмечаемых по самым важным событиям в жизни Девы Марии и Иисуса Христа) одним из самых душевных образов является икона Рождество Пресвятой Богородицы. В Библии встречается несколько случаев чудесных рождений — когда земное не позволяло женщине зачать и родить, но вмешательство Божественного исправляло эту несправедливость. Особенное благоволение выказывалось семейным парам, которые своей праведностью и смирением искренне служили Господу Богу, тем, чьи потомки должны были сыграть ключевую роль в пришествии Спасителя. Первыми чудесно зачавшими стали Авраам и Сарра, родившие сына Исаака по благоволению Святой Троицы. Авраам и Сарра стали прародителями множества народов, в их потомках числятся и цари, и Святые праведники, и священнослужители. Потомками Авраама были и родители Пресвятой Богородицы: Святой Иоаким был из рода великого царя Давида, Святая Анна была дочерью первосвященника Матфана из рода первосвященника Аарона.
Праведная Анна была неплодной, и это приносило много горечи и печали в дом Иоакима, который жил в северной части Иерусалима. Следует помнить, что в те времена, впрочем, как и сейчас, невозможность оставить после себя потомство считалось наказанием за прегрешения. Много насмешек и неприятных издёвок выслушали за долгие годы Иоаким и Анна, пока не состарились и не вышли совсем из детородного возраста. Но и в старости своей они не теряли веры, помня о Аврааме и Сарре, и о том, что «Разве есть что-то трудное для Бога?». В один из религиозных праздников Иоаким решил принести жертву в главный Иерусалимский храм, но первосвященник не пустил его, припомнив его бездетность как доказательство «грешности» праведника. Глубоко опечаленный и растроенный Святой Иоаким пошёл в пустыню, чтобы предаться молитвам и в очередной раз обратиться к Богу. Праведная Анна, верная жена его, осталась дома, и, переживая за любимого обручённого мужа, тоже обратилась к Богу с молитвой. И Он их услышал — Иоакиму явился Ангел Господень, возвестивший скорое прибавление: «Господь внял молитве твоей, зачнёте Вы с Анной и родите, и будут о вашем потомстве говорить от края и до края Земли!».
Обрадованный Иоанн помчался домой к своей жене праведной Анне, и встретил её у самых Золотых ворот Иерусалима, ведущих на Храмовую гору. По улыбке и счастливому лицу своей супруги, Святой Иоаким понял, что Ангел Господень со своим посланием побывал и у неё. Иоаким и Анна приняли решение посвятить своего будущего ребёнка тому, кто дал им счастье быть родителями — Богу. Икона, где описывается эта встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот носит глубокомысленное название «Зачатие Праведной Анны».
Через девять месяцев Святая праведная Анна родила прекрасную девочку Марию, которой суждено было стать матерью Спасителя человечества Иисуса Христа — Богородицей и навсегда изменить ход человеческой истории.
Икона Рождество Богородицы отличается своей сердечностью и искренностью — вот праведная Анна сидит на подушках после родов, рядом с ней повивальная бабка с только родившейся Девой Марией, а девы, выказывая ей и младенцу уважение, подносят дары к кровати роженицы. Вот отец и мать маленькой Марии играются с ней — этот эпизод в иконографии Богоматери носит название «Ласкание Девы Марии». Радость, умиротворение и счастье — вот те чувства, что приносит в душу верующему образ Рождества Владычицы нашей Пресвятой Богородицы.